Свайные фундаменты

1fundament

Для обеспечения достаточного запаса прочности свайного фундамента под каждый дом было забито по две дюжины свай. Инженер-проектировщик строительных конструкций принял решение установить сваи парами, на расстоянии 1,5 м между ними. Расстояние между парами составляет 4,5 м. Сваи были размещены парами под несущими стенами, углами и во всех других местах сосредоточенных нагрузок.

Для свайного фундамента, при забивке свай парами на небольшом расстоянии друг от друга глубина забивки второй колонны обычно немного меньше глубины забивки первой. Это происходит вследствие того, что первая свая при забивке прессует окружающий грунт, что в свою очередь увеличивает сопротивление грунта проникновению второй колонне. После того как все столбы забили, их обрезали цепной пилой примерно на уровне грунта. Затем небольшим экскаватором вырыли траншею вокруг каждой пары. После этого была определена окончательная отметка высоты всех столбов с учетом горизонтальности и каждый столб ещё раз подрезали до окончательной отметки высоты, а над каждой свайной парой установили железобетонный ростверк.

Ростверки укреплены уложенными вертикально и горизонтально и соединенными друг с другом арматурными прутками. Проектом были предусмотрены четыре вертикальных прутка — два длинных и два коротких. Длинные прутки должны были служить в качестве штырей, соединяющих ростверк с ригелем, который укладывался выше ростверка — на уровне грунта.

Формирование ригелей на уровне грунта,В нашем проекте свайного фундамента ригели, устроенные на уровне грунта, служили в качестве ленточного фундамента под стену. Инженер-проектировщик предусмотрел для них минимальную ширину в 30 см и минимальную глубину — от 40 до 60 см. В тех местах, где высота грунта резко менялась, были использованы щиты из досок в качестве опалубки для укладки бетона. Большую же часть ригелей отлили в траншеях без опалубки. Во всех случаях, при подготовке свайного фундамента их усилили арматурными прутками 18 мм. Эти длинные прутки удерживались вместе с помощью хомутов, изготовленных из прутков 8 мм. Те и другие были соединены вязальной проволокой в единый арматурный каркас.

Ригели, как и любой иной несущий элемент, должны быть спроектированы и сделаны таким образом, чтобы бетон и сталь ‘действовали сообща’. Сталь несёт главную нагрузку на растяжение и скручивание. Бетон в свою очередь должен быть достаточно объёмным, чтобы вмещать в себя арматуру, и достаточно прочным для противодействия силам сжатия.

Для обеспечения защиты от коррозии арматурные прутки должны быть полностью погружены в бетон. Поэтому во время укладки бетона они должны быть подняты над основанием при помощи небольших металлических или пластиковых опор, которые называют ‘стульями’. Арматура ригелей была соединена по всему периметру для обеспечения целостности всей конструкции свайного фундамента. При формировании свайного фундамента, в том случае, когда ригели выполняют одновременно функцию ленточного фундамента, их поверхности следует придать шероховатость для более прочного сцепления с расположенными выше кладкой или отливкой цоколя дома. Если цоколь предполагается делать высоким или он должен испытывать большие боковые нагрузки, на поверхности ригеля делают канавки. Последние получают, укладывая во влажный бетон бруски сечением 5×10 см с последующим их удалением или же устанавливают выступающие над поверхностью вертикальные арматурные штыри, что обеспечивает эффективное связывание элементов свайного фундамента.